20170206

Детские заразные болезни. Что делать родителям.




От сознательности и активности всех родителей, в значительной мере зависит успех борьбы с детскими заразными болезнями. Каждому родителю очень важно иметь явное представление о возбудителях детских инфекционных болезней, об источниках инфекции, путях ее передачи и условиях, способствующих развитию и предотвращению заболевания. На эти темы мы и хотим побеседовать с родителями.
Инфекционные болезни вызываются микробами и передаются от больного ребенка к здоровому. Каждая заразная болезнь вызывается особым видом микробов. Обнаружить их можно только тщательным лабораторным анализом слизи из зева и носа, мокроты, кишечных выделений и крови больного.


Без микробов инфекционная болезнь развиваться не может. Однако одного проникновения микробов в организм ребенка еще недостаточно для развития болезни: микробы могут находиться в организме, не вызывая заболевания. Так, у некоторых детей при исследовании слизи из зева и носа находят дифтерийные микробы, но эти дети остаются здоровыми, Такое явление называют бациллоносительством, а детей - бациллоносителями. Приведем пример.
     В семье, где было трое детей, первым заболел корью школьник, за ним - младший ребенок, посещающий детский сад, а самый маленький - двухмесячный ребенок не заболел. Отчего это произошло? Ведь не могло же случиться, что возбудители кори, передающиеся через воздух, не проникли в организм двухмесячного ребенка. Не заболел он потому, что организм его оказался невосприимчивым (иммунным) к данному заболеванию.
     Каким же образом создается у ребенка иммунитет к той или иной болезни? Почему ребенок - бациллоноситель дифтерии не заболевает? Почему двухмесячный ребенок остался здоровым в то время, когда его старшие братья заболели корью? Микробы оказались бессильными вызвать заболевание потому, что в организме ребенка существуют условия, препятствующие микробу болезнетворно воздействовать на его организм.
    Невосприимчивость может быть врожденной и приобретенной. Так, например, новорожденные дети не заболевают скарлатиной, корью. Они значительно реже, чем старшие дети, заболевают коклюшем и другими болезни. Приобретенный же иммунитет к тому или иному инфекционному заболеванию развивается в организме после перенесенной болезни. Например, ребенок, переболевший корью, находясь в общении с коревыми больными, не заболевает вторично, но в отношении к другим инфекционным болезням остается восприимчивым.
    Новорожденный ребенок невосприимчив к ряду инфекционных заболеваний. Это обеспечивается особы типом его защитных свойств, которые он унаследовал от матери, перенесшей такие же заболевания.
    Приобретенный иммунитет - сложное биологическое явление. Вследствие перенесенной болезни или проведённых прививок у человека с возрастом, по мере развития его нервной системы, усиливаются и вновь возникают защитные реакции иммунитета.
     Различные защитные вещества - антитела, поступающие в кровь, в одних случаях способствуют склеиванию микробов, в других - растворению их: наконец, эти вещества обезвреживают также вредные яды (токсины), выделяемые микробами. Например, в крови бациллоносителя дифтерии можно обнаружить антитоксин, который обезвреживает ядовитые вещества дифтерийных бацилл.


    Иммунитет вырабатывается также в результате предохранительных прививок. Сущность предохранительных прививок заключается в том, что здоровым детям впрыскивают вакцины, которые состоят из убитых или ослабленных возбудителей той или иной болезни или из обезвреженных ядов микробов - токсинов. Вследствие этого в организме ребенка вырабатывается иммунитет, способный предохранить его от заболевания. Продолжительность такого иммунитета - от года до пяти лет, поэтому прививки приходится повторять.
При прививке оспы вакцину наносят на царапину, предварительно сделанную на коже ребенка, и на месте от этой царапины через несколько дней появляется краснота, припухлость, а затем гнойный пузырёк, которые служат доказательством успешности прививки.
    Приобретенный иммунитет нельзя рассматривать как нечто постоянное, не меняющееся, не зависящее от окружающей среды. Он может изменяться от ряда условий. Так, иммунитет может снизиться при недостаточном питании (низкое содержание в пище белков, жиров, витаминов), после тяжелых болезней, в результате угнетения нервной системы и др.
     Главным источником заражения является больной. Вот почему врач, осматривая больного ребенка, всегда спрашивает мать, не соприкасался ли этот ребенок с больными детьми или больными взрослыми в течение последних трех недель. Выяснить это важно для того, чтобы ребенка, встречавшегося с заразным больным, взять под особое наблюдение и не пускать в детский коллектив до тех пор, пока не пройдет определенный промежуток времени, в течение которого может развиваться то или иное заболевание.
      Источником заражения может быть и бациллоноситель.
Инфекция от больного или бациллоносителя передается здоровому ребенку различными путями. Корь, дифтерия, скарлатина и коклюш передаются воздушно-капельным путем. При чихании, кашле и разговоре изо рта больного или бациллоносителя вместе с мельчайшими капельками слизи выделяется большое количество микробов - возбудителей болезни. Эти капельки долгое время могут оставаться в воздухе, окружающем больного или бациллоносителя. Если здоровый будет вдыхать этот воздух, он может заразиться.
    Инфекция может передаваться также через предметы, которыми пользовался больной или бациллоноситель (игрушки, посуда и т. п.).


   В развитии инфекционного заболевания наблюдаются определенные периоды.
С момента заражения до появления первых признаков болезни проходят скрытый, так называемый инкубационный, период. Этот период различен в зависимости от характера заболевания и общего состояния здоровья ребенка. Так, при кори он продолжается от 7 дней до 3 недель у детей, которым не были сделаны предохранительные прививки, и до 28 дней у детей, которым прививки были сделаны: при скарлатине - от 2 до12 дней; при дифтерии - от 2 до 7 дней; при коклюше - от 7 до 16 дней. У детей со слабой сопротивляемостью организма инкубационный период короче, чем у здоровых.
Во время инкубационного периода в детском организме идет борьба с попавшими в него и размножающимися микробами. Поэтому очень важно в этот период оказывать поддержку детскому организму: обеспечить ребенку наиболее благоприятные условия, вводить в пищу большое количество витаминов, организовать правильный режим сна и отдыха.
     За инкубационным периодом следует период развития признаков болезни.
Каждой болезни свойственны особые признаки: при скарлатине - мелкоточечная сыпь и ангина: при кори - катар верхних дыхательных путей, насморк и сыпь: при дифтерии - налёты в зеве и сиплый голос; при коклюше - спазматический кашель: при ветряной оспе - сыпь в виде пузырьков: при свинке - припухлость околоушных желез. Однако при всех заразных болезнях поражается весь организм в целом. Общие признаки этого: недомогание, жар, отсутствие аппетита у ребенка, иногда судороги и бессознательное состояние. Такие явления развиваются в результате действия на организм ядовитых веществ (токсинов), выделяемых микробами. С появлением общих признаков и начинается развитие болезни.
    Постепенное исчезновение признаков заболевания, сопровождающееся улучшением общего самочувствия ребенка и появлением аппетита, характеризует период выздоровления. Несмотря на хорошее самочувствие и настроение ребенка, организм его в этот период еще находится в очень неустойчивом состоянии. Исследование крови показывает, что изменения, происшедшие в ней во время острого периода болезни еще не ликвидированы. Нередко погрешности в режиме выздоравливающего ребенка вызывают ряд осложнений: воспаление легких, воспаление желез, ушей, поражение сердца и др. Поэтому в период выздоровления родителям необходимо очень внимательно следить за состоянием ребенка и соблюдать особый режим: правильное питание, чередование занятий с отдыхом, максимальное использование свежего воздуха.
Борьба с заразными болезнями должна проводиться в трех направлениях: во-первых, необходимо повышать сопротивляемость детского организма; во-вторых, всячески оберегать ребенка от встреч с заразными больными и, в-третьих, предотвращать распространение инфекции.
     Повышению сопротивляемости детского организма способствует полноценное питание, правильный санитарно-гигиенический режим, закаливание и разумное воспитание. Дети, вскармливаемые грудным молоком, отличаются высокой сопротивляемостью к болезням. Организм истощённых детей обладает слабой способностью вырабатывать антитела и крайне подвержен заразным заболеваниям. Эти дети отличаются меньшей приспособленностью к внешней среде.
Температура комнаты для ослабленных детей должна быть не ниже 18-20C. Большую роль играют также прогулки и частое проветривание помещения. Под влиянием свежего воздуха дыхание становится глубже и обмен веществ у ребенка улучшается. Дети, проводящие много времени на воздухе, болеют реже и легче переносят болезни; они бодрее, у них более здоровая нервная система, что также повышает сопротивляемость организма.
      Большое значение имеет правильное воспитание, поддерживающее в ребенке бодрое, жизнерадостное настроение. Медицинской наукой установлено большое значение влияния нервной системы на многообразные процессы, происходящие в организме. Вот почему родителям необходимо стремиться к тому, чтобы окружающая ребенка обстановка была спокойной.
     Помимо создания благоприятных условий, повышающих общую сопротивляемость детей к инфекции, им необходимо делать соответствующие прививки. Очень важной мерой, предупреждающей распространение заразных болезней, является раннее распознавание, больных и направление их в больницу. Этим мы ограждаем других детей от заражения. Нужно также выявлять бациллоносителей, изолировать их от здоровых детей и лечить.
В большинстве случаев детских заболеваний вслед за направлением больного ребенка в больницу следует немедленно проветрить помещение, где находился он, и провести дезинфекцию одежды, вещей и игрушек, которыми пользовался ребенок.



источник: http://www.x-medik.ru/node/53

Поделиться этой статьей в социальных сетях

Вся информация взята из открытых источников и представлена Вам для ознакомления. Она не является руководством для диагностики и лечения.
Ставить диагноз и назначать лечение должен ТОЛЬКО ВРАЧ.